По наблюдениям Rocket Cargo, начиная в последние месяцы рынок грузоперевозок из Китая начал терять темп, и это падение продолжается до сих пор. Количество новых заявок на доставку из КНР сокращается, а по отзывам коллег из отрасли, во многих логистических компаниях выполнение плана по Китаю в этом сезоне не дотягивает даже до 25%.
Причем это касается как небольших агентств, так и крупных игроков, которые десятилетиями работали почти исключительно с Китаем. За последние месяцы часть компаний уже прекратили деятельность, а другие находятся на грани: сокращения в отделах ВЭД достигают 60%, зарплаты падают, текучка персонала усиливается.
Причем это касается как небольших агентств, так и крупных игроков, которые десятилетиями работали почти исключительно с Китаем. За последние месяцы часть компаний уже прекратили деятельность, а другие находятся на грани: сокращения в отделах ВЭД достигают 60%, зарплаты падают, текучка персонала усиливается.
Почему так?
Rocket Cargo выделяет сразу несколько причин такого обвала:
• Конкуренция за счет цен. На рынке — переизбыток логистов. Многие пытаются привлечь клиентов исключительно ценой, не имея иных преимуществ. Это приводит к ошибкам в расчетах, убыточным перевозкам и в итоге к отсутствию денег на базовую операционную деятельность. Все выглядит хорошо на бумаге до первого минуса в кассе.
• Выход Китая напрямую на маркетплейсы. Маркетплейсы упростили китайским продавцам выход на российский рынок. Многие из них сами организуют доставку товара до клиента, минуя российские логистические компании. Это особенно бьет по тем, кто раньше работал по модели «доставка для реселлеров».
• Снижение покупательской активности. По наблюдениям Rocket Cargo, вместе с ростом курса валют и усилением контроля за серыми поставками упал и спрос на массовый недорогой импорт, особенно в категориях «одежда», «электроника», «мелкий ритейл».
• Проблемы с доступом к финансированию. Если раньше операционный кассовый разрыв можно было перекрыть кредитом, то сегодня с действующими ставками это практически невозможно. Малый и средний бизнес в логистике не выдерживает такой модели.
• Конкуренция за счет цен. На рынке — переизбыток логистов. Многие пытаются привлечь клиентов исключительно ценой, не имея иных преимуществ. Это приводит к ошибкам в расчетах, убыточным перевозкам и в итоге к отсутствию денег на базовую операционную деятельность. Все выглядит хорошо на бумаге до первого минуса в кассе.
• Выход Китая напрямую на маркетплейсы. Маркетплейсы упростили китайским продавцам выход на российский рынок. Многие из них сами организуют доставку товара до клиента, минуя российские логистические компании. Это особенно бьет по тем, кто раньше работал по модели «доставка для реселлеров».
• Снижение покупательской активности. По наблюдениям Rocket Cargo, вместе с ростом курса валют и усилением контроля за серыми поставками упал и спрос на массовый недорогой импорт, особенно в категориях «одежда», «электроника», «мелкий ритейл».
• Проблемы с доступом к финансированию. Если раньше операционный кассовый разрыв можно было перекрыть кредитом, то сегодня с действующими ставками это практически невозможно. Малый и средний бизнес в логистике не выдерживает такой модели.
Что происходит с рынком труда?
Rocket Cargo активно собеседует специалистов из других компаний, и у нас есть прямая обратная связь от HR-отдела: число резюме от логистов, ВЭД-менеджеров и бывших сотрудников экспортно-импортных отделов выросло кратно. Люди открыто говорят о сокращениях, снижении премий и невозможности выполнять KPI на прежнем уровне.
А как мы?
Rocket Cargo никогда не строила бизнес на одной стране. Мы работаем по всему миру — от Латинской Америки до Индии, от ОАЭ до Европы. Именно такая диверсификация спасает бизнес в моменты, когда один рынок «проседает».
Мы не играем в демпинг. Мы решаем задачи. Работаем в том числе как платежный агент, сопровождаем цепочку «под ключ», консультируем по документам, а главное — бережем клиента в каждый момент: от выбора маршрута до таможенного оформления.
Мы не играем в демпинг. Мы решаем задачи. Работаем в том числе как платежный агент, сопровождаем цепочку «под ключ», консультируем по документам, а главное — бережем клиента в каждый момент: от выбора маршрута до таможенного оформления.
Вывод
Рынок перегрет. Китай — уже не та «золотая жила», как раньше. Конкуренция ради цены убивает логистику. В таких условиях выживают не те, кто кричит «самые дешёвые ставки», а те, кто умеет держать удар и проектировать логистику системно.
Rocket Cargo не падает, мы адаптируемся. И именно этим отличаемся от тех, кто пытается остаться на плаву в одном и том же канале.
Rocket Cargo не падает, мы адаптируемся. И именно этим отличаемся от тех, кто пытается остаться на плаву в одном и том же канале.